Замена и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и регулируется "Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)", утвержденными Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 г. N 890 "О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности)".
Основания для замены прибора учёта электрической энергии
Предусмотрены следующие основания для замены приборов учёта:
1. При выходе из строя приборов учёта (например, в ситуациях, когда работа прибора учёта даёт сбой, не отображает результаты измерений, имеет механические повреждения);
2. при истечении срока эксплуатации приборов учёта (срок эксплуатации изготовитель указывает в тех.паспорте);
3. при истечении интервала между поверками приборов учёта. (это процедура, которая подтверждает пригодность прибора учёта к дальнейшей эксплуатации):
Если счётчик прошёл поверку, данные об успешной диагностике вносят в единую цифровую базу «Аршин». При необходимости пользователю вручают свидетельство на бумажном носителе. Если прибор учёта не прошёл поверку, то его необходимо отремонтировать или заменить на новый прибор с последующим вводом в эксплуатацию (что подтверждается актом ввода прибора учёта в эксплуатацию) механические повреждения, превышает допустимую погрешность показаний).
Способы подачи заявки на замену прибора учёта
Потребитель может подать заявку в ресурсоснабжающую организацию следующими способами:
1. Обратиться лично в ресурсоснабжающую организацию;
2. направить почтовым отправлением;
3. оформить на сайте компании.
Также жильцы многоквартирных домов могут оставить заявку через управляющую организацию, которая обязана передать ее в ресурсоснабжающую организацию.
К заявке необходимо приложить документы: копию документа, подтверждающего право собственности на квартиру; документ, подтверждающий полномочия лица, если заявка подписана не собственником.
Срок замены приборов учёта
Замена индивидуальных, общих приборов учёта электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена не позднее 6 месяцев с даты получения обращения потребителя. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю до ввода прибора в эксплуатацию определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления элекетрической энергии потребителем за предшествующие 6 месяцев.
Работа по замене приборов учёта включает следующие этапы:
1. Подготовительные работы:
a) обесточивание сетей;
b) проверка комплектации (подтверждение заявленных характеристик; выявление несоответствия между документами и фактической комплектацией);
2. Монтаж
3. Завершающие работы:
a) проверка (после процедуры замены электросчетчика представитель ресурсоснабжающей организации проверяет, работает ли прибор, вращается ли диск и горит ли цветовая лампочка индикатор);
b) опломбирование.
с) составляется акт ввода прибора в эксплуатацию. Акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр которого остается у него, второй забирает сотрудник ресурсоснабжающей организации.
Особенности ввода прибора учёта в эксплуатацию
С 1 января 2022 года вступил в силу закон, согласно которому все допускаемые в эксплуатацию приборы учёта должны быть интеллектуальными.
Интеллектуальная система учёта электроэнергии (ИСУ) в энергетике - совокупность функционально объединённых компонентов и устройств, предназначенная для удалённого сбора, обработки, передачи показаний приборов учёта электрической энергии осуществляется через ИСУ.
ИСУ позволяет измерять, записывать, передавать и анализировать данные о потреблении электроэнергии в режиме реального времени с помощью современных технологий связи и информационных систем.
Интеллектуальный (умный) прибор учета - это высокотехнологичное устройство предназначено для автоматического измерения и передачи данных о потреблении различных ресурсов.
Порядок подключения потребителя к ИСУ
Представитель ресурсоснабжающей организации соединяет прибор учёта с ИСУ; после подключения к ИСУ потребителю предоставляется доступ в личный кабинет и обязанность передавать показания прекращается, передача происходит автоматически.
В случае нарушения сроков замены приборов учёта, с 01.01.2025 стоимость коммунальной услуги по электроснабжению, предоставляемой потребителю снижается на 7 % от стоимости услуги по электроснабжению.
Стоимость снижается за каждый месяц, начиная с месяца получения получения претензии от потребителя до ввода сетевой организацией прибора учёта в эксплуатацию. Начиная с 4-го месяца с месяца получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей сетевой организацией величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению увеличивается в 2 раза.
Что делать потребителю, если он получил отказ в перерасчёте?
1. Если прибор сломался не по вине собственника жилого помещения, а управляющей организацией нарушены сроки замены приборов учёта электрической энергии необходимо обратиться в управляющую организацию с претензией.
2. Если управляющая организация отказывается произвести перерасчёт, то потребитель вправе требовать перерасчёт в судебном порядке.
За консультациями по защите прав потребителей, составлением претензий и (или) исковых заявлений в суд можно обращаться в консультационные пункты для потребителей (контактные данные можно найти по ссылке http://кц66.рф). Единый консультационный центр Роспотребнадзора 8-800-555-49-43.
Памятка подготовлена Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области.
М.С. Кабакова
Главный врач филиала ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Свердловской области
в г. Алапаевск, Алапаевском,
Артемовском и Режевском районах»