Извозчик, шоФФер, водитель. Об истории водительских прав рассказывает Эльфира Никитина

Фото Э. М.Никитиной. Правила движения на дорогах были придуманы еще до изобретения автомобиля. С течением времени бумажный документ видоизменялся много раз.
Фото Э. М.Никитиной. Правила движения на дорогах были придуманы еще до изобретения автомобиля. С течением времени бумажный документ видоизменялся много раз.

3 июля – День служебного праздника ветеранов и сотрудников ГАИ-ГИБДД. В преддверии него руководитель музея артемовского отдела полиции Эльфира Михайловна Никитина подготовила материал о том, какими были водительские права много-много лет назад. Мы печатаем его без изменений. Совершим экскурс в прошлое? Тогда поехали!

- Каждый из атрибутов имеет свою историю. О некоторых из них мы рассказывали в СМИ в годовщину юбилея службы. Имеют свою историю и водительские права. В отличие от современных в старинных правах было четко расписано поведение водителя в различных ситуациях. Например, в билете (так назывались права в VIII веке) извозчику Петру Абрамову имелось 25 пунктов, в которых указано, что он должен делать во время вождения: «Сим билетом ездить тебе самому в санях одноколках или роспусках или каретах с заклейменным хомутом и номером пришитым к платью на спине».

Одним из требований было обязательная покраска использованных повозок только желтым цветом (вероятно, отсюда советские такси - из-за желтого цвета прозвали «канарейками»). В этих правах содержалось и требование к одежде извозчика зимой и летом: «Зимой и осенью кафтаны и шубы иметь, какие кто пожелает, но шапки русские с желтым суконным вершком и опушкой черной овчины, а кушаки желтые шерстяные. Летом же с мая 15 и сентября по 15 число (пунктуация того времени) балахоны иметь белые холстянные, а шляпы черные с перевязкой желтого стамедную … и кушаки желтые».

Вписаны в билет были и требования к

11скорости: «… в городах и предместьях малой рысью» или «… а когда случится подъехать тише и осматриваться во все стороны, что бы кому повреждения не учинить или с кем не съехаться…».

Сейчас мы нередко слышим о водителях, использующих поддельные номера на машинах. В VIII веке извозчику наказывалось «номера беречь и всегда иметь пришитый на спине. Иначе ему грозил штраф.

А вот в правах на вождение автомобилем (назывались они «удостоверение») в 1933 году уже обязательно должно было присутствовать фото шоффера (д-да, через два «ф») и личная подпись.

К удостоверению также прилагались :

1) примечания «о том, какие машины могут водить шофферы I,II,III классов .

2) «требования» из 3-х пунктов, в которых шоферу указано, в чем должен убедиться водитель, прежде чем сесть за руль, запрет на разговоры и курение во время движения машины и т.д.

И еще к правам прилагались «Основные правила езды на автомобилях и мотоциклах СССР, «состоящих из 17 пунктов, утвержденных зам. Начальника Всесоюзного центра управления шоссейных и грунтовых дорог и Автотранспорта и СНК СССР».

А вот в удостоверении шофера III класса Лозовому Федору Аникеевичу, выданном квалификационной комисией Госавтоинпекции о.к. милиции по Харьковской области 24.06.41г., кроме фото указано только, каким транспортом он может управлять.

22

Сохранился так же талон, который выдавали автоинспекторы при отъеме прав за нарушение – по нему можно было ездить 6 суток.

Самое интересное, что требования к управлению транспортом в 1794 и в 1933 году очень сходились.

С полным текстом документов можно ознакомиться в музее полиции.

Поздравляем ветеранов и сотрудников ГИБДД с профессиональным праздником. Хороших вам дорог и аккуратных водителей!

Руководитель музея полиции Э.М. Никитина.

Чтобы оставить свой комментарий к материалу, необходимо зарегистрироваться на сайте.

Ваше мнение?

По теме

О проекте Info-Art.RU

Проект info-art.ru - это официальная электронная версия муниципальной газеты "Артемовский рабочий", первый номер которой вышел 17 октября 1930 года с названием "Егоршинский рабочий". Учредители газеты "Артемовский рабочий": Администрация Артемовского городского округа, Дума Артемовского городского округа. Создание сайта АМИ

Ресурс:16+
Победитель конкурса Золотой Гонг