Предприятия торговли круглый год предлагают нам свежие фрукты, овощи и ягоды, но именно в летний период плодоовощная продукция является самой востребованной и полезной. Для того чтобы она принесла вам максимум пользы, территориальный отдел Роспотребнадзора приготовил рекомендации. Ознакомьтесь с ними.
1. При покупке плодоовощной продукции обращайте внимание на санитарно-техническое и гигиеническое состояние торговой точки, наличие условий для соблюдения правил личной гигиены персоналом, обеспеченность санитарной одеждой.
2. Отдавайте предпочтение сезонным овощам, фруктам и ягодам – в них содержится меньше нитратов, чем в плодах раннего вызревания.
3. Кожура фруктов и овощей должна быть целой. Не приобретайте бахчевые культуры частями и с надрезами! продавать таким образом бахчевые запрещено.
4. Спелые, качественные ягоды должны быть сухими, без признаков гниения, однородного насыщенного цвета с гладкой неповрежденной поверхностью и ярким запахом.
5. Не покупайте пищевые продукты, в т.ч. плодоовощную продукцию, в местах нестационарной торговли, вдоль трасс. Как правило, такая продукция реализуется при отсутствии документов, подтверждающих ее качество и безопасность, условия хранения и реализации не соблюдаются. Овощи, фрукты и ягоды, продающиеся вдоль автомобильных дорог, достаточно быстро накапливают выделяющиеся с выхлопными газами вредные вещества. Это может послужить причиной возникновения пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.
Купили? А теперь овощи, фрукты и ягоды нужно помыть. Запоминайте, как правильно это сделать.
Корнеплоды (картофель, редис, морковь, свеклу и т.п.), нужно ненадолго замочить (10-15 минут) в тёплой воде. Затем тщательно очистить щёткой, и хорошо промыть.
Капусту (белокочанную, пекинскую и др. листовые виды) перед промыванием прохладной водой нужно очистить от верхнего слоя листьев.
Цветную капусту, чтобы избавить ее от насекомых, лучше предварительно замочить в прохладной воде, разделить на соцветия, одновременно освобождая ее от потемневших участков.
Особого внимания требует зелень. Зелёный лук, укроп, петрушку, кинзу, щавель, салатную зелень нужно перебрать, удалить корни, пожелтевшие и поврежденные листья. Далее зелень замочить в прохладной воде на 15 минут, периодически меняя воду и разбирая зелень по отдельным листочкам и веточкам, пока на дно не осядет вся грязь и вода не станет чистой. После этого зелень нужно тщательно ополоснуть проточной водой. Для лучшего очищения зелени от патогенных микробов и яиц гельминтов можно подержать ее в течение получаса в солевом или уксусном растворе (по 1 столовой ложке соли или уксуса на 1 литр воды).
Виноград надо промывать под «душем» из-под крана. После мытья - дать воде стечь. Если гроздья тугие, то их нужно разделить с помощью ножниц, но не отрывать ягоды от плодоножки. Она, как пробка, защищает ягоду от попадания посторонних микроорганизмов и предотвращает быстрое гниение и порчу продукта.
Ягоды, как и другие плоды, требуют тщательного мытья перед употреблением. Непосредственно перед мытьем следует отобрать все «лишние» ягоды: мятые, перезревшие, недозревшие, загнившие, поврежденные экземпляры.
Не следует мыть и держать ягоды в воде дольше необходимого времени.
Для промывания вишни, черешни, малины, смородины и других ягод рекомендуется следующее: выложить ягоды на дуршлаг в один слой и промывать под проточной водой 5 минут. Так с поверхности сойдет земля или пыль. Чтобы отмыть клубнику от остатков земли и песка, лучше замочить ягоды на 5-10 минут в прохладной воде, а затем ополоснуть проточной водой.
Перед употреблением ягод, фруктов, овощей, зелени, в том числе для последующей термической обработки, их необходимо тщательно промыть под проточной водой. Если не планируете употребить данные продукты в день приобретения, необходимо убрать их в холодильник без предварительного мытья.
Если вы купили некачественные овощи, фрукты, ягоды, обратитесь в адрес продавца (производителя) с письменной претензией. В соответствии ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07. 02.1992 года требуйте:
- замены товара на товар надлежащего качества;
- отказа от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Претензия составляется в двух экземплярах, один экземпляр передается продавцу, а на другом экземпляре продавец наносит дату принятия претензии. В том случае, если продавец не принимает претензию, претензию следует направить продавцу почтовой связью заказным с уведомлением о вручении и с описанием о вложении. Продавец обязан рассмотреть претензию в десятидневный срок. Если ответа не последовало или требования потребителя в претензии не удовлетворены, потребитель имеет право обратиться в суд.
Уважаемые потребители будьте внимательны при выборе плодовоовощной продукции, берегите свое здоровье!
По материалам ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах.