Идет по городу Женщина. Красивая, стройная, подтянутая. Навстречу ей - люди, молодые и в возрасте: «Привет!», «Здравствуйте!», «Здравствуйте, Тамара Ивановна!». И, кажется, что знает ее весь Артемовский. Женщина отвечает, кивает, улыбается – неизменно вежливая, неизменно доброжелательная и открытая. И годы ее не берут. Будто время спасовало перед сильным характером - ну, сколько можно испытывать Кудряшову на прочность! - и оставило ей в подарок красоту и молодость.
У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА своя судьба. Но люди старшего поколения, вышедшие из СССР, несут на себе общую печать советского воспитания. Вот и Тамара Ивановна была сначала, как все, октябренком, потом пионеркой, комсомолкой, активисткой, свято верила в идеалы коммунизма, тем более, что в этом ее поддерживал отец – истинный коммунист, честный, волевой, справедливый.
Его, начальника милиции, переводили время от времени из одного города в другой. Многодетная семья кочевала по области, и Тамаре приходилось менять школы, всякий раз вживаясь в новый коллектив.
Очень общительная, активная, она быстро обрастала друзьями, завоевывала авторитет, была главной опорой родителям. Когда пришел черед выбирать профессию, сомнений не было: Тома мечтала стать учителем, чтобы сеять разумное, доброе, вечное…
...СВОЙ ПЕРВЫЙ КЛАСС после педучилища Тамара Ивановна приняла в Карпинске. Сама еще 18-летняя девчонка, она должна была стать для малышей и мамой, и педагогом. Звание учителя ко многому обязывало, девушка старалась изо всех сил. И поддержала ее в этом стремлении мудрая женщина, заслуженный педагог, Елена Владимировна Краснянская, которая очень тактично и ненавязчиво стремилась сделать из молоденькой коллеги настоящего учителя.
Именно такой она и стала у нас, в Артемовском. Более 16 лет жизни отдала Тамара Ивановна школе. Ее ученики разъехались по всей стране, но долгое время посылали письма и открытки в адрес любимой учительницы.
В ПОСЕЛОК БУЛАНАШ семья Кудряшовых переехала в декабре 1959-го. Была уже середина учебного года, и Тамара Ивановна получила направление в школу рабочей молодежи №2. Дружный педагогический коллектив встретил доброжелательно и помог адаптироваться среди серьезных взрослых учеников. В основном это были шахтеры. С некоторыми из них судьба свела ее позднее: с В. Худяковым - в ГК КПСС, а с В. Трошиным - в редакции «Артемовского рабочего», где Владимир Васильевич вообще был ее заместителем по должности.
Молодую учительницу удивляло прилежание взрослых людей, их стремление к знаниям, но сердце тянулось к детям, и с нового учебного года она перешла работать в школу №8, а через несколько лет Т. И. Кудряшова руководила методическим объединением учителей начальных классов района, была членом горкома профсоюза артемовского гороно.
После тщательного отбора в числе одного из лучших учителей ее перевели в Буланашскую школу-интернат. Работать с детьми, оставшимися без попечения родителей, было совсем непросто, но Тамара Ивановна справилась, со временем став завучем этого учебного заведения. Спустя несколько лет она вновь вернулась в восьмую школу, но уже заместителем директора, когда за плечами был пединститут, законченный заочно, и вступление в ряды КПСС. Здесь Тамара Ивановна Кудряшова стала секретарем парторганизации. Оценкой труда были многочисленные Почетные грамоты разного уровня, включая горком и обком КПСС, знак «Победитель соцсоревнования» и многие другие. Но настоящей наградой за годы педагогической деятельности стала для нее медаль «За доблестный труд».
Тамара Ивановна всей душой полюбила шахтерский поселок, его жителей. Появилось много друзей на Буланаше. Вот и сейчас моя собеседница с большим уважением говорит о своих коллегах, с которыми пришлось работать, о хороших знакомых, руководителях местных предприятий и организаций, с кем так или иначе свела судьба.
АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ Т. И. Кудряшовой, вдумчивый подход к делу и опыт оказались востребованы городом. И все же приглашение на работу заведующей кабинетом политпросвещения в Артемовский горком КПСС стало для нее неожиданным. Отказ был отклонен, да и работа предстояла в чем-то сродни школьной - то же просвещение и образование, но только на другом уровне. Так начался ее путь в политику. Связь с поселком расширялась и крепла.
Новый этап жизни требовал особенного применения организаторских способностей. И хотя Тамара Ивановна не боялась трудностей, поначалу она все же сомневалась в своем выборе, тяжело отвыкая от школы. Только раздумывать было некогда. В районе началось развитие системы экономического образования: на артемовских и буланашских предприятиях нужно было создавать специальные школы, кружки, проводить семинары. И Тамара Кудряшова вновь ушла с головой в работу.
Она могла себе это позволить, ощущая поддержку мужа, зная, что дома всё хорошо, что дочка и сын - в порядке. Виктор Анатольевич отдал воспитанию Саши и Иришки все душевные силы. И, по признанию Тамары Ивановны, в том, что выросшие дети стали ей настоящими друзьями, - большая заслуга их отца.
Но совсем непросто жилось семье Кудряшовых. Здоровье главы, подточенное тяжелой болезнью, то и дело давало сбои, а потом нагрянула беда: больницы, врачи, инвалидность... Расслабляться было нельзя. Тамара Ивановна считала, что она не должна показывать свою боль и растерянность мужу, что она не имеет права нести личное горе и плохое настроение в школу, коллегам или посторонним людям. Спокойная, собранная, приветливая женщина держала себя в руках. Не знаю, каких усилий ей это стоило...
ШЛИ ГОДЫ, и очередной поворот в судьбе не заставил себя ждать: назначение на должность редактора партийного печатного органа – газеты «Артемовский рабочий» вновь оказалось неожиданным. Тамара Ивановна даже предположить не могла, что станет журналистом! И опять возникли сомнения перед абсолютно новым делом. Но они мало кого интересовали. На бюро Свердловского обкома КПСС Т. И. Кудряшову утвердил на должность сам Ельцин. В тот же день, не возвращаясь домой, она отправилась на курсы редакторов при Высшей партийной школе.
КУДРЯШОВОЙ ВСЕГДА ВЕЗЛО НА ЛЮДЕЙ, за что Тамара Ивановна не раз благодарила судьбу. В горкоме рядом работали сильные первые секретари: Лысцов, Щелчков, Пчелин. А здесь, на курсах, она встретилась и подружилась с настоящими мастерами журналистики. Редактора-мужчины взяли над единственной женщиной шефство и после занятий знакомили ее на практике с азами своей профессии. Кудряшова училась в «Уральском рабочем», в «Вечерке», неделю стажировалась в Нижнем Тагиле. Оренбургские коллеги познакомили с основами бухучета. За месяц ученица освоила огромный объем знаний и переступила порог редакции, уверенная в своих силах.
Она признает, что была жестким, требовательным руководителем, но газета с приходом Кудряшовой вдвое увеличила тираж, стала лауреатом областных и всесоюзных конкурсов, расширила круг внештатников и юнкоров. «Артемовский рабочий» принимал участие в ВДНХ, был отмечен грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС и другими высокими наградами.
В Артемовский не раз приезжали за опытом журналисты Свердловской области, Уральского региона и даже из-за рубежа. Тамара Ивановна делилась опытом на Всесоюзных летучках, конференциях разного уровня.
Вспоминая об этом периоде своей жизни, она с огромной теплотой перечисляет имена своих коллег А. Соболевой, Т. Шарафиевой, супругов Фоминых и многих других, без которых ничего бы у нее не получилось. А еще удивляется тому, что выселили «Артемовский рабочий» из родных стен, из здания, средства на которое она сама же выбила в области после пожара в прежней редакции и построила его благодаря шахтерам.
ВРЕМЯ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ совпало с перестройкой. Девяностые годы перевернули привычный мир, привнесли сумятицу, бесконечные митинги, озлобление. Горком закрыли. Ребята-демократы кричали с трибун о том, что газета должна быть подконтрольна, в конце концов создали депутатскую комиссию, с которой Кудряшова тут же подружилась, - и всё успокоилось. Но волнения дали себя знать, и Тамара Ивановна пришла к выводу, что ей пора уходить. Наверное, это была минута слабости, только Кудряшова приняла решение и уже не стала его менять.
На этом в жизни обычного человека можно было бы поставить точку. Казалось бы, всё уже позади: партийное прошлое, активная деятельность, интересная работа. Чего тебе еще, женщина? Садись на скамеечку возле дома, нянчи внуков, пережидая трудные времена. Да только Тамару Ивановну простой пенсионеркой представить невозможно. И сидеть дома ей не пришлось, потому что пригласил Кудряшову для разговора председатель горисполкома В. В. Плишкин, предложив создать и возглавить в Артемовском районе общественно-политическое движение «Наш дом – Россия», а в конце добавил по старой памяти: «Надо!», и Кудряшова согласилась.
ПОЛИТИКА – очень тяжелый хлеб, особенно для женщины. Не раз ей приходилось восстанавливать свои обширные связи, привлекать старых знакомых, убеждать, да так, что люди, зная ее, верили и шли навстречу. Но зачастую Кудряшова сталкивалась с озлобленностью обманутых государством людей. И, тем не менее, добровольно шла на митинги к безработным, на встречи к бастующим шахтерам. Она и сейчас считает, что поступала правильно, разговаривая с людьми, разъясняя сложившуюся в стране ситуацию.
Будучи президентом «Клуба деловых женщин», в период перестройки Тамара Ивановна помогала многим женщинам-руководителям сохранять их предприятия на плаву, добиваясь финансовой поддержки, организуя выставки продукции, курсы по созданию малого бизнеса и частного предпринимательства...
После реорганизации общественно-политическое движение «Наш дом – Россия» (минуя промежуточную стадию - партию «Единство») стало, наконец, «Единой Россией». И вновь Кудряшовой пришлось начинать все заново, искать единомышленников, но, в конце концов, артемовская организация стала самой большой в области.
Именно при ее участии началась газификация в нашем районе, была создана агрофирма, проведена реконструкция областного сборного пункта, построена объездная дорога в районе Покровского...
ВИДЯ МОЕ УДИВЛЕНИЕ, Тамара Ивановна рассказала, как в 2003 году к местному политсовету обратились С. К. Эйриян и генерал Кудрявцев с просьбами взять шефство над их начинаниями. Первый ратовал за возрождение сельского хозяйства с помощью агрофирмы, второй убеждал, что пора построить лучший сборный пункт в России.
Тамара Ивановна с положительным решением поехала в Екатеринбург и отстояла поднятые вопросы на облполитсовете. Затем была получена поддержка правительства, выделены средства, и дело сдвинулось с места. А Кудряшова ездила по полям и фермам с Эйрияном, участвовала в еженедельных строительных планерках, вплоть до сдачи сборного, просто потому, что по-другому работать она не умеет.
«Я очень благодарна Алексею Петровичу Воробьеву, в то время председателю правительства и секретарю региональной областной организации «Единая Россия», за поддержку, оказанную нам, - говорит моя собеседница. - И когда встал вопрос о возрождении православных святынь Урала, я постоянно чувствовала его помощь и уверенность в новом начатом деле».
ДА, У КАЖДОГО СВОЯ СУДЬБА. И мне кажется, что, несмотря на тяжелые годы жизни, Тамара Ивановна Кудряшова смогла выстоять, сумела полностью реализовать свои деловые, организаторские способности и стать вполне счастливым человеком.
Ее жизнь всегда была наполнена до отказа важными и нужными делами. Т. И. Кудряшова - член Союза журналистов СССР (позднее России). В прошлом - член правления областной организации Союза журналистов. Член Уральской ассоциации женщин, помощник депутата Госдумы В. А. Язева. Пять созывов она избиралась депутатом Артемовского городского Совета, была членом бюро и членом Пленума Артемовского ГК КПСС. Избиралась делегатом Всероссийского съезда общественно-политического движения «Наш дом - Россия», была участником съезда партии «Единая Россия»...
...Идет по городу Женщина - педагог, партийный деятель, журналист, общественник и, наконец, «Почетный гражданин Артемовского городского округа». И где бы ни работала, куда бы ни прикладывала энергию и силы Тамара Ивановна Кудряшова, всегда и все она делает на совесть.
Лидия КРИСТАПЧУК