70 лет назад, с 14 по 25 февраля 1956 года в Москве прошел ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза. Он стал поворотным пунктом в развитии СССР, партии и всего международного коммунистического движения. К началу съезда готовилась вся страна, брались повышенные социалистические обязательства, перевыполнялись планы выпуска продукции, увеличивалась производительность труда.
Было очень интересно узнать - как готовились к съезду егоршинские труженики, и мы заглянули в газету «Егоршинский рабочий» за 1956 год. Оказывается, трудящиеся района встречали ХХ съезд отличными производственными показателями. К примеру, в предсъездовские январские дни локомотивные бригады паровозного депо провели 249 тяжеловесных поездов, на которых перевезли 127670 тонн груза сверх нормы, с первых дней февраля многие рабочие вырабатывали по полтары–две нормы.
В номере газеты от 12 февраля сообщалось: «…слесари подъемочного цеха тт. Вагановских и Синяев за пять дней выполнили декадное задание. Котельщики тт. Стриганов, Пономарев и Лукин на обрезке и облицовке жаровых труб сменные нормы выполняют на 200-250 процентов. В депо более половины рабочих производственные задания выполняют на 150 и выше процентов. Ярко горят огни предсъездовского соревнования и в вагонном депо. Январский план ремонта вагонов был перевыполнен по всем видам».
Далее читаем: «Могучий трудовой ритм, взятый уральцами в дни предсъездовского соревнования, зримо ощущается и на главном щите управления Егоршинской электростанции. 1956 год у егоршинских энергетиков начался в трудных условиях. В январе им пришлось производить профилактические ремонты основного оборудования, вырабатывая столько же электроэнергии, сколько вырабатывалось, когда все котлы и турбогенераторы ежечасно находились в работе. К тому же на дворе стояли сильные морозы, мели метели. Уголь смерзался в вагонах, поступал в бункера смешанным со снегом. Коллектив ЕГРЭС с честью справился с трудностями. Он выполнил напряженный план по выработке электроэнергии на 102 процента, сэкономил 71 тысячу киловатт-часов электроэнергии, 14 тонн условного топлива, 93 тысячи рублей денежных средств и надежно отремонтировал остановленное на ремонт оборудование. Дружно и слаженно поработали на ремонте механизмов слесари под руководством тт. Зайкова, Свалова и Чехомова. Вступив во второй месяц 1956 года, егоршинские энергетики успешно несут предсъездовскую вахту».
Номера «Егоршинского рабочего» за февраль и последующие месяцы повествуют о трудовых подвигах тружеников всех отраслей города и района в преддверии ХХ съезда КПСС, во время его работы и после принятия решений. Заголовки статей и сообщений звучали так: «Дело чести угольщиков», «Энергетики на вахте», «Боремся за высокие надои молока», «Трудовой подъем в честь ХХ съезда», «В счет шестой пятилетки», «Задание выполнено» и т.д.
Начиная с 17 и по 29 февраля 1956 года «Егоршинский рабочий» печатает на своих страницах ход ХХ съезда с выступающими делегатами. В номере от 29 февраля напечатаны сведения о заключительном заседании ХХ съезда Коммунистической партии Советского Союза, которое состоялось 25 февраля и где были утверждены Директивы по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг. Газета писала: «Председательствующий на заседании тов. Н.С.Хрущев сообщает, что повестка дня ХХ съезда КПСС исчерпана и объявляет съезд закрытым. Делегаты съезда встают и с огромным воодушевлением поют партийный гимн «Интернационал», в зале вспыхивают бурные овации …».
В дальнейшем ни в одном из номеров газеты за 1956 год не упоминается о том, что на этом съезде было разрушено то, на чем десятилетиями держалась власть и существование СССР. И понятно почему. Главное событие съезда произошло в последний день его работы, на закрытом утреннем заседании. В этот день первый секретарь Центрального комитета Никита Хрущев выступил с разоблачением культа личности Сталина.
В докладе о культе личности были признаны многочисленные беззакония предыдущих лет, масштабы репрессий. Хрущев говорил о полном пренебрежении Сталина принципам коллективности руководства, о личной причастности к репрессиям. Прозвучали имена тех, кого незаконно осудили и расстреляли накануне войны, в том числе маршала Михаила Тухачевского. Причины возникновения массовых репрессий в докладе объяснялись исключительно личностью Сталина (т.е. субъективными причинами), подчеркивая, что в СССР не могло быть объективных предпосылок для беззаконий, а политический курс с 1917 года был абсолютно правильным. Причем от репрессий, прежде всего, пострадала сама партия. На Сталина Хрущев возложил и ответственность за неготовность к войне, жестокие поражения 1941 и 1942 годов. Доклад длился четыре часа, для многих делегатов он стал просто ошеломляющим. После окончания выступления делегаты приняли постановление об одобрении положений доклада и запрете его публикации в открытой печати.
5 марта Президиум Центрального Комитета снял с доклада гриф «строго секретно» и предложил ознакомить с ним всех коммунистов, комсомольцев и беспартийный актив. Однако в СССР официально доклад был опубликован только в 1989 году.
В. К. Коваленко, заведующий отделом обеспечения сохранности, государственного учета и комплектования документами МБУ «Центр архивной документации»




