Сложный 11-дневный поход на северные горы для артемовца Алексея Рожкова позади - в лютый мороз он оказался на вершинах главного Уральского хребта. Горы покорились. В пути его ждали большие опасности: обжигающий ветер, лютый мороз и сложные полторы сотни километров пути по горному массиву. Что тянет в такие малоизведанные места путешественника? Какие опасности поджидали туриста-одиночку? Об этом и много другом Алексей рассказал редактору нашей газеты.
- Алексей, как появилась идея отправиться по такому сложному маршруту в 150 километров пути, да еще в одиночку? Зачем?
- Действительно, недавно я сходил в одиночный лыжный поход в район главного Уральского хребта. Идея появилась года два назад, когда я посетил город Североуральск. Там, с вершины горы Кумба я увидел красивейшие вершины главного Уральского хребта и сказал себе, что однажды я подготовлюсь и обязательно покорю эти вершины. Определил для себя, что лучшее время для этого март. Зачем? У туристов и спортсменов, у любителей природы вопрос так не стоит. Поход в лес, в горы, это часть жизни. А здесь не простая лесная прогулка, а категорийный поход, который связан с лыжной подготовкой, выносливостью, целеустремленностью, морально-волевыми качествами. Мне хотелось проверить себя.
- Твои сборы не вызывали удивление у окружающих? Когда в Екатеринбурге морозы под тридцать, на Севере, в горах - еще ниже. Это же настоящая борьба за выживание: почти две недели в условиях дикой природы, на ветру, на морозе…
- Да, у того, кто никогда не ходил в лес, кто не занимается спортивным туризмом, удивление было. Но настоящие туристы, лыжники, те, кто ходят в экспедиции, не удивлялись. На самом деле это не очень сложный поход, если за полгода готовишься к нему морально, физически, продумываешь маршрут, планируешь заброску, выход, продолжительность.
- Но ты попал в самые сильные весенние морозы.
- Когда сидишь на низком старте, то не приходится подстраиваться под капризы природы – приходится уживаться с ними. Их можно только психологически принять, правильно подобрать снаряжение, планировать маршрут таким образом, чтобы он был безопасен. Считаю, что какие бы не пришли морозы, туристы всегда готовы идти, корректируют маршрут, свои дневки, ночлеги, восхождения и все, что связано с дневным передвижением. Это не борьбы за выживание, это определенные методы уживания с природой, методы акклиматизации, преодоления дистанции. Подготовка к этому отрабатывается на коротких походах выходного дня. Речь может идти о выживании, когда люди заблудились, у них нет снаряжения, которое позволяет при минус 60 чувствовать себя комфортно. А когда мы планируем свою экспедицию, то даже в условиях низких температур, это планомерная туристическая деятельность.
- Сложно ли разработать такой маршрут? Какую основную цель ставил для себя?
- Маршрут разработать не сложно, все зависит от желания посетить тот или иной географический объект, сходит на вершину, посмотреть пейзажи. Основная цель для меня не только покорение вершин, важно посмотреть туристическую инфраструктуру, доступность, насколько жители Свердловской области могут посетить данный район с детьми, с подростками, с теми, кто только хотел бы попробовать себя в роли пешего туриста. Важно знать, какие есть условия, чтобы максимально подойти к этим вершинам, остановиться, расположиться и сделать радиальные выходы. Мне было интересно.
- И как? Есть условия для туризма?
- Мартовский поход показал, что инфраструктура есть, базы гостеприимные. Мне было комфортно и безопасно. В случае непредвиденной ситуации всегда можно было в течение одного дня выйти на базу, к людям.
- Спасатели были в курсе? Как поддерживал связь с родными?
- Да, спасатели были в курсе, это обязательное условие подобных походов. С родными связь была через спутниковую антенну на базе «Звезда», по «WiFi» диапазону. Кроме этого, спутниковый трекер, позволял отправлять СМС и получатели по определенной ссылке могли наблюдать, где я иду, а где остановился. Каждые полчаса этот трекер отправлял сигнал через спутник и он приходил на сайт производителя «Iridium». Так что меры безопасности были приняты максимально широкие.
- Какие вершины покорил? Какие не удалось?
- В моем плане было три восхождения. План максимум - покорение трех вершин, а минимум - одной. Мне удалось взойти на две вершины. Одна из них гора Гумбольдта (1408 метров), находится на границе легендарного заповедника - это юго-западная точка Денежного камня. И гора Хребет (1338 метров) - она более доступна, если делать радиальный дневной выход с базы «Крив». Под ее вершиной красивый каньон, оттуда вытекает одна из речушек притоков Большой Сосьвы. Места очень красивые! Рекомендую посетить туристам, особенно в весенний период, когда снег еще лежит и сохраняются прекрасные пейзажи.
Мне не удалось взять вершину горы Сосьвинский (1204 метра). В тот день утром было - 37 градусов на базе «Звезда», а выше, в горах еще ниже. С учетом пурги и штормового ветра, который сшибал с ног, идти было опасно. Не дойдя несколько сот метров, оценив все условия, я принял решение, что эта вершина будет взята в другом путешествии и спустился. Это было первое восхождение в походе, я расстроился, но сделал выводы, что погоду надо учитывать, чтобы не превратить ситуацию в чрезвычайную. Конечной, завершающей целью похода была вершина горы Хребет. Я сделал первую попытку, но горы не пустили: ограниченная видимость, сильнейший ветер. Тогда я остановился на базе «Крив», согрелся в бане, восстановился, и на следующий день при ясной погоде горы позволили сделать восхождение на вершину.
- Первые эмоции по возвращению мы прочитали на твоей странице в ВК: «Друзья, я вернулся, я живой!» Были ли во время похода критические ситуации, опасные для жизни? Не хотелось повернуть назад?
- Да, были ситуации, которые говорили, что нужно возвращаться, повернуть назад. И нужно принимать такие решения, ориентируясь на погоду, на знаки, которые говорят о том, что может случиться беда. В один из моментов, когда сильнейший ветер подхватывал меня, в порыве ветра, при остановке вместе, в варежкой у меня улетела лыжная палка на несколько метров вниз. Были опасения, что она скатится дальше и упадет, а передвигаться без палок было крайне рискованно. Разумеется, запасные варежки у меня были всегда с собой. В походах бывают разны ситуации: можно сломать лыжи, встретиться со зверем, заблудиться… Я рад, что этого не случилось. Хотелось ли повернуть назад? Нет, не хотелось. Было желание идти к цели, тащить груз, посмотреть природу, познакомиться с людьми, посмотреть следы, географические объекты.
- Какие опасности поджидают такого туриста-одиночку или группу туристов?
- Теоретически опасностей много всегда и везде. Можно оторваться от группы, заблудиться, обморозиться, сорваться со скалы, провалиться в реку на полынье, встретиться с диким зверем, а можно поранить себя топором от усталости... На самом деле опасностей гораздо больше в городской суете. В горах проверяется, насколько ты технически готов, каков твой опыт и как ты психологически комфортно чувствуешь себя в дикой тайге, насколько ты спокоен и объективно оцениваешь обстановку вокруг.
- Сейчас весна, была вероятность встретиться с проснувшимся медведем или голодными волками. Не страшно?
- Медведь просыпается не раньше апреля, а в марте в горах еще полноценная зима, я надеялся, что они еще спят. Я видел несколько мест, похожих на берлогу, где шел пар из отверстий в сугробах, я их обходил стороной. Волки не встречались, а вот росомаха провожала меня, подходила к избушке, ее крупный след - с мою ладонь, я встречал, видели следы и местные охотоведы. На крайний случай я имел первичные огневые, свето-дымовые средства защиты, мог подать сигнал SOS. Страшно не было.
- Дикая природа очень щедра на красивые пейзажи. Удалось что-то сфотографировать?
- Да, я много снимал, несмотря на ледяной ветер, обжигающий пальцы, и то, что быстро садилась батарея. Сделал много снимков.
- Может ли пройденный маршрут стать постоянным для любителей острых ощущений?
- Горы Урала и окрестности - излюбленные места туристов, рыбаков, охотников. Но острые ощущения можно получить и на более коротких маршрутах: и на равнине, и на реке, и в горах. Я понял, что главный Уральский хребет, это привлекательная горная цепь, где много вершин, крутых склонов, высоких перевалов. Я думаю, что этот район будет очень интересен для любителей острых ощущений. Рекомендую Североуральский городской округ, где достаточно баз: база «Крив», «Звезда» и другие гостевые домики, которые есть в предгорье главного Уральского хребта.
- Что посоветуешь тем, кто также стремится к вершинам нашего родного края?
-Прежде всего - ходить в походы, не бояться планировать, ставить цели, рассчитывать свои силы, двигаться вперед на позитиве. Самый главный совет, я запомнил на всю жизнь от охотников манси, когда в 2009 году мы с участниками ТурКлуба «Романтик» ходили на перевал Дятлова: главное - никогда не падать духом! Особенно в тайге, в горах. Этот совет я хочу донести и до читателей газеты «Артемовского рабочего». Хочу поблагодарить за помощь в организации похода всех, кто оказал мне поддержку, кто помогал пройти маршрут. Искреннее всем спасибо!
- Спасибо! Удачных тебе походов!