Доктор медицинских наук пояснила, чем опасно необоснованное употребление антибиотиков.
Сегодня врачам все сложнее выбрать для лечения инфекций нужный антибиотик, так как многие из них уже потеряли свою эффективность. О способности бактерий подавлять и даже нейтрализовать действие антимикробных препаратов, рассказала врач анестезиолог-реаниматолог Свердловской областной клинической больницы №1, доктор медицинских наук, доцент Ольга Малкова.
«ТИХАЯ ПАНДЕМИЯ»
– Ольга Геннадьевна, почему антибиотики все больше теряют свою силу?
– Это результат антибактериальной резистентности – устойчивости микроорганизмов к антибиотикам. Часть бактерий имеют природную устойчивость к тем или иным антимикробным препаратам. Этот видовой признак у бактерий существовал всегда. Сегодня наблюдается рост приобретенной устойчивости, следствием которой является снижение активности антибиотиков и неэффективность терапии.
Еще 100 лет назад обычная царапина могла стать причиной смерти, но открытие пенициллина Александром Флемингом в 1929 году спасло миллионы жизней. Применение антибиотиков стало ключевым моментом в таких областях медицины, как хирургия, транспланталогия органов, в лечении онкологических заболеваний и других – отсутствие или наличие вторичных инфекций имеет огромное значение. Появление и рост устойчивости возбудителей инфекции к антибиотикам ставит под угрозу очень многие достижения современной медицины. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила рост антибиотикорезистентности «тихой пандемией» во всем мире.
– Почему бактерии и микробы становятся невосприимчивыми к действию антибиотиков?
– Бактерии появились на Земле 3,5 миллиарда лет назад. За это время они научились приспосабливаться к условиям. Мы предлагаем им новые условия – антибиотики. Бактерии не сдаются, сопротивляются, вырабатывают механизм устойчивости. Причин роста антибактериальной резистентности много, но важнейшая – бесконтрольное использование антибиотиков.
Это касается не только здравоохранения. Антимикробные препараты используются также в сельском хозяйстве, животноводстве, птицеводстве и других отраслях. Например, в одной из европейских стран ученые обнаружили антибиотики в водопроводной воде.
Таким образом, мы едим и пьем антибиотики, лечимся ими. Все это не проходит бесследно. Бактерии и микробы стараются выжить в новых условиях, вырабатывая новые механизмы резистентности и отнимая у нас возможности лечить инфекции. Если мы не будем контролировать эту ситуацию, то рано или поздно вернемся в средневековье, когда люди погибали от любой инфекции.
– В 2017 году в нашей стране принята «Стратегия по сдерживанию антибиотикорезистентности до 2030 года». Как повлияла на эти планы коронавирусная инфекция?
– Когда случилась пандемия, первые полгода принимались беспрецедентные эпидемиологические меры. Мы применяли средства индивидуальной защиты: маски, перчатки, бахилы и другое. Изначально мы думали, что таким образом госпитальная инфекция пойдет на спад, но все вышло наоборот.
Это связно с тем, что, во-первых, пациенты находились в закрытых помещениях и обменивались инфекцией. Во-вторых, в первую волну пандемии употребление антибиотиков было бесконтрольным. Если в начальных клинических рекомендациях по лечению коронавируса антибиотики указывались, то из последующих рекомендаций были удалены.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИНИМАТЬ АНТИБИОТИК
– Если несколько дней держится высокая температура, можно самостоятельно начать принимать антибиотики?
– Однозначно, нет. Только по назначению или рекомендации врача. ВОЗ провела опрос среди 10 тысяч жителей из 12 стран. Им задали вопрос: что они знают об антибиотикорезистентности?
Две трети респондентов слышали об этом; 76% считали, что это индивидуальное привыкание к антибиотикам (что в корне неверно). Также 66% считали, что пациент неуязвим, если он скрупулезно соблюдает предписание врача; 44% считают, что антибиотикорезистентность угрожает только тем, кто на регулярной основе принимает антибиотик. Отмечу, что 56% россиян, которые участвовали в этом опросе, ответили, что принимали антибиотик последние полгода по назначению врача. При этом 2/3 из них – для лечения ОРВИ и гриппа, в схеме лечения которых этот препарат не должен находиться! Треть респондентов сами назначали и отменяли себе антибиотик, что неправильно.
Только врач подбирает и назначает антибиотик, в зависимости от инфекции и ее локализации. Например, у инфекций ротоглотки и мочевыводящих путей разные возбудители и чувствительность к антибиотикам.
– Как правильно принимать антибактериальный препарат?
– Антибиотик должен использоваться в правильное время, в точной дозе, с определенной продолжительностью и вовремя отменяться. Если инфекция не доказана, антибиотики не должны назначаться.
– Какие лекарства человек может сам себе назначить?
– Только симптоматическую терапию. Например, может принять антигистаминные препараты, если знает аллергическую настроенность. При помощи парацетамола, ибупрофена или других разрешенных для этого препаратов может снизить температуру. Назначить себе обезболивающий препарат от головной боли и так далее. Но антибиотики должны быть исключены.
Если есть длительная температура, кашель, боли в грудной клетке, боли при мочеиспускании или другие симптомы на фоне высокой температуры, нужно обратиться к врачу.
– Антибактериальное мыло или антисептик может повлиять на антибактериальную резистентность?
– Асептики или антисептики, входящие в состав дезинфицирующих средств, – это не антибиотики. Поэтому повлиять на антибактериальную резистентность они не могут. Со своей стороны, они предотвращают передачу патогенных микроорганизмов и помогают соблюдать элементарные правила гигиены рук. Чистые руки – это залог здоровья, снижение уровня инфицированности, потому что микробы живут на поверхностях окружающих нас предметов.
– Что поможет снизить устойчивость бактерий, может, новые классы антибиотиков?
– Сегодня нет новых классов антибиотиков. Разработки ведутся, но они невыгодны фармацевтическим компаниям. Противостоять «тихой пандемии» можно только уменьшив необоснованное потребление антибиотиков. Снизить уровень антибактериальной резистентности – глобальная задача для общества.
Лариса НИКИТИНА