Мы в ответе не только за своё здоровье, но и за здоровье пожилых близких.
Какие признаки свидетельствуют о нейродегенеративном процессе? Как вести себя родственникам человека с деменцией? Как тренировать свой мозг? На эти и другие вопросы отвечает заместитель главного врача по медицинской части Свердловской областной клинической психиатрической больницы, врач-психиатр Инна Паунович.
НЕОБРАТИМЫЙ ПРОЦЕСС
- Инна Михайловна, на обывательском уровне деменцию принято считать болезнью. Но это ведь не так?
- Деменция – это синдром (совокупность симптомов, объединённых одним происхождением) приобретённого слабоумия, который встречается при ряде заболеваний вследствие различных причин. К примеру, причиной могут быть нейродегенеративные заболевания, такие как известная нам болезнь Альцгеймера. Может быть сосудистая деменция, которая развивается вследствие сосудистых катастроф в головном мозге – ишемического и геморрагического инсульта, или деменция, возникшая вследствие токсических причин на фоне, скажем, алкоголизма, или деменция, появившаяся после травмы головного мозга и так далее. То есть причин может быть много.
- Но так или иначе она связана с поражением…
- ...центральной нервной системы.
- Почему деменция чаще всего ассоциируется с преклонным возрастом?
- Потому что, согласно статистике, чаще всего причинами деменции являются болезнь Альцгеймера, сосудистые катастрофы и совокупность этих факторов, остальные же причины в общей доле занимают не доминирующие позиции. И с возрастом вследствие нейродегенерации мы видим проявления деменции. Считается, что 50% людей старше 90 лет имеют признаки деменции, при этом после 65 лет риск её развития увеличивается с каждым годом. А вообще, при классической нейродегенеративной деменции – болезни Альцгеймера – патологические изменения в головном мозге возникают задолго до появления первых её клинических проявлений. То есть нейродегенерация может начаться и в среднем возрасте, но её проявления в виде клинических симптомов мы видим в более старшем возрасте, как правило, после 65 лет.
К сожалению, процесс нейродегенерации мы контролировать не можем. Все меры профилактики, о которых часто спрашивают пациенты, касаются общих рекомендаций по поддержанию двигательной и интеллектуальной активности. Но они не останавливают процесс, который развивается со своей скоростью. Равно как и противодементная терапия не останавливает нейродегенерацию, она больше влияет на поддержание функции оставшихся здоровыми нейронов.
- Иными словами, это необратимый процесс?
- Как ни печально, да, необратимый.
В ПОЛНОЙ РАСТЕРЯННОСТИ
- Какие симптомы, признаки выдают деменцию?
- Снижение памяти на текущие события. Этот признак, как правило, обнаруживается одним из первых. И, как следствие, происходит снижение способности решать какие-то обычные бытовые задачи. К примеру, возникла необходимость вызвать сантехника для устранения аварии. Если раньше для человека не составляло труда отыскать нужный номер телефона, позвонить, договориться, то теперь он в полной растерянности, не понимает, куда обращаться, допустим, при прорыве трубы, где взять телефон аварийной службы, он может даже не сообразить постучаться к соседям. Другой пример: могут возникнуть сложности с освоением новой техники – бытовых приборов, смартфона. Или, допустим, если человек успешно пользовался смартфоном, он начинает путаться, забывать, что и как делать. Кроме того, для деменции характерно снижение критического мышления, появление излишней внушаемости, доверчивости. Мы же знаем, что пожилые люди часто становятся жертвами мошенников.
Это первые "звоночки", на которые надо обращать внимание. Причём они не обязательно уже свидетельствуют о деменции, но это признаки когнитивных расстройств.
- Которые будут прогрессировать и, в конце концов, приведут к тому, что человек не сможет жить самостоятельно?
- Да, одним из критериев диагноза «деменция» является утрата бытовых навыков, навыков самообслуживания. Человек становится беспомощным, зависимым от окружающих именно в силу когнитивного снижения, а не потому что он физически немощен.
- Если нейродегенерация – необратимый процесс, стоит ли обращаться к врачу? И если да, то к какому?
- Конечно, обращаться к врачу нужно. Этот процесс необратим в отношении того когнитивного снижения, которое имеется на сегодняшний день. Но мы знаем, что в дальнейшем процесс будет прогрессировать, поэтому все усилия должны быть направлены на то, чтобы притормозить дальнейшее развитие деменции и отсрочить её тяжёлую стадию, когда человек будет полностью беспомощен и зависим от окружающих. И тут противодементная терапия в помощь. Плюс коррекция сопутствующей патологии, которая тоже может вносить свою лепту в формирование синдрома.
Что касается второй части вопроса, то чаще всего пациентов с когнитивным снижением наблюдают терапевты и неврологи. Вообще, современная тенденция – это смещение медицинской помощи – диагностики – при когнитивных снижениях на этап амбулаторного, первичного звена здравоохранения как наиболее доступного для пациента. Мы же прекрасно понимаем, что не пойдёт человек со снижением памяти на приём к психиатру. А терапевт, выявив когнитивное снижение, может назначить терапию для корректирования сопутствующей патологии и направить пациента к неврологу. Невролог проведёт более тщательную диагностику и при необходимости назначит противодементную терапию, а также препараты для нормализации сна, настроения и так далее.
Другое дело, что по мере развития деменции часто присоединяются грубые психотические симптомы – патологическая двигательная активность, болезненные идеи (например, материального ущерба, воровства), снижение настроения и так далее. При появлении таких грубых расстройств, конечно, необходимо прибегнуть к помощи психиатра.
Можно, конечно, обращаться и в специализированные гериатрические кабинеты, но они есть не везде. Поэтому, повторюсь, самые доступные для пациента специалисты – это участковый терапевт и невролог.
НЕ ПРЕКРАЩАТЬ УЧИТЬСЯ!
- Какой линии поведения придерживаться родственникам человека с деменцией?
- Они в первую очередь должны принять, что их близкий болен. Что это не личностные особенности, не его личное отношение, не личные обиды, а проявление болезни. Было бы идеально родственникам изучить информацию о деменции (она сегодня доступна), чтобы проявления деменции не были для семьи пациента шоком.
Эмоциональное принятие болезни, конечно, даётся нелегко, но если это происходит, то родственникам легче взять на себя новую роль. Не дочери, сына, внучки, сестры, супруга, а роль опекающего, ухаживающего за больным, беспомощным, не отдающим себе отчёта во многих действиях человеком. Это, в свою очередь, помогает, так сказать, приподняться над ситуацией. Никто не говорит, что это легко. Это эмоционально сложно, но необходимо.
- То есть пытаться что-то объяснить, доказать близкому человеку с деменцией, пытаться с ним спорить не стоит?
- Не стоит. Начнём с того, что это бессмысленно. Более того, пациенты с деменцией могут не понимать смысл информации, которая до них доносится, но при этом тональность, эмоциональное сопровождение этой информации они хорошо считывают. Поэтому они остро воспринимают, когда на них сердятся, обижаются, а вот почему – не понимают. Поэтому стоит где-то соглашаться, а где-то переключать внимание на другие темы, на еду, на прогулку и так далее.
- Сегодня, в том числе в социальных сетях, активно обсуждается необходимость профилактики деменции начиная с молодости. Что в плане интеллектуальной тренировки наиболее полезно?
- Тут главное не только начинать в молодости, но и продолжать на протяжении всей жизни. Дело в том, что есть такое понятие, как когнитивная ловушка. Что это такое? Человек, достигая зрелости, жизненной и профессиональной, считает, что теперь он знает всё, со всем справился, достиг успехов в карьере и теперь может себе позволить «отдохнуть». Он полагает, что ему уже нет необходимости ничего изучать, понимать, ни в чём не нужно разбираться. И вот тут, несмотря на его прежде накопленный интеллектуальный багаж, вполне может начаться когнитивное снижение.
Так вот, смысл профилактики – в новизне осваиваемой информации, потому что именно в процессе обучения образуются новые нейронные связи. И, повторюсь, интеллектуальную нагрузку ни в коем случае нельзя прекращать! При этом нужно читать серьёзную литературу, длинные произведения, требующие осмысления, критического анализа. А вот от так называемого информационного мусора (скандальных ток-шоу, лент новостей с громкими заголовками в интернете и т. п.), напротив, следует воздерживаться. И если уж приходится их поглощать, то хотя бы наряду с этим заниматься серьёзной интеллектуальной деятельностью. И не забывать про двигательную активность, которая обязательно должна присутствовать в жизни человека.
Рада Боженко, «АиФ-Урал»