В администрации Артемовского городского округа решили оставить на месте спорный памятник погибшим, установленный в Красногвардейском.
Комиссия по культурному и историческому наследию администрации АГО решила узаконить красногвардейский памятник участникам войн, погибшим в Афганистане, Чечне, Сирии, на Украине. И это при том, что на Украине из поселка никто не погиб.
Это событие – установка памятника, похожего на надгробную плиту, сразу раскололо общество. Причины кроются не только в традициях, согласно которым местом воинской славы в Красногвардейском является площадь Камышловского полка, а местом отдыха – Пушкинская аллея. Несогласные с установкой такого «монумента» сразу обратили внимание, что рано хоронить наших защитников Родины, участвующих в спецопрерации. «Разве можно хоронить людей заживо?» - спрашивали люди со слезами на глазах. И написали ко мне обращение. Соответствующее письмо я написал на имя главы АГО К. Трофимова, председателя Думы АГО В. Арсенова, в министерство общественной безопасности. Чуть позднее – министру обороны С. Шойгу. Все это и стало поводом для рассмотрения на комиссии. Инициатором установки такого знака стала председатель совета ветеранов поселка Р. Гареева, являющаяся председателем комитета солдатских матерей. Ее порыв ни с кем не согласовывался, обсуждения в обществе не было. И вот – комиссия.
Как сообщила присутствующим заместитель главы АГО Наталия Лесовких, на территории АГО действует положение о порядке увековечивания памяти выдающихся людей и событий. Данное положение определяет порядок и условия установки объектов монументального искусства. Этим порядком установлено, что именно комиссия должна определить значимость данного события, форму увековечения, все надписи, место и другие условия.
Более важная деталь этого положения - объекты монументального искусства могут быть установлены не менее, чем через 10 лет после события, в память о котором они устанавливаются. Как пояснила Н. Лесовских, даны рекомендации внести изменения в положение, этот срок изменить на полгода. «На это (видимо, на срок) обращать внимания не надо», - сказала председатель комиссии.
Как сообщил руководитель УГХ Андрей Исаков, процедура законности установки памятника не соблюдена, разрешительных документов на сооружение не давали. При этом памятник установлен «на территории городских лесов», хотя, Пушкинской аллее он не мешает, так как установлен в нескольких метрах от нее. О художественной ценности данного памятника говорить не приходится, ее нет, присутствующие отметили, что это кладбищенский вариант.
Активно поддержала Р. Гарееву председатель ТУ поселка Красногвардейского В. Юсупова, несмотря на многочисленные нарушения. Но вместе они пояснили: «Мы все исправим». Р. Гареева пришла с группой поддержки, сообщила, что собрала 191 подпись за этот памятник. «А переносить на площадь – там места нет! Там одни ямы, киоск стоит, автобусная остановка», - убеждали они членов комиссии.
Но Н. Воробьева, как и некоторые другие коллеги по комиссии, поддержала депутатское обращение.
- Удивляет традиция делать все не по закону. Если соблюдать закон, тогда не будет таких баталий. Соглашусь, что центр поселка предполагает размещение такого памятника, а парк - для развлечения, здесь идёт противоречие, - пояснила она свою позицию.
К сожалению, очень много разговоров на двухчасовой встрече было посвящено отвлеченным событиям. А Р. Гареева даже попыталась дискредитировать депутата, распространяя клевету.
- Василий Николаевич сказал: «Я буду продолжать дело Виноградова» (прекрасно зная, что речь идет о депутатской работе). А с чего он начнет, с убийства или с поджогов? – произнесла общественница с трибуны администрации.
Ее никто даже не одернул. Сам я по-прежнему считаю, что появившееся надгробие - это полнейшее безобразие. Я предложил закрыть плиту тканью, чтобы не хоронить жителей-участников заживо (об этом говорит надпись "Украина"). Затем перенести ее на место Воинской славы поселка – на площадь Камышловского полка. Там стоят памятники погибшим красногвардейцам в годы гражданской войны, героям Великой Отечественной, и не надо ломать традиции. Но в процессе этого – обязательно сделать публичное обсуждение с жителями.
Как оказалось, все мои предложения отклонили. Голосование было без посторонних, нас поспросили выйти из зала. Четыре человека проголосовало за то, чтобы оставить памятник на месте, трое – против этого. В результате все остается так, как есть. Присутствующие согласились и с тем, что на Пушкинской аллее, рядом с Пушкиным, котом ученым, золотой рыбкой (все это сделают по проекту), появится не только надгробие, но и столб для пограничников. Прекрасный архитектурный "ансамбль"…
После принятого решения мне поступила масса телефонных звонков с просьбой продолжить работу по сносу незаконного, аморального памятника. Со спецоперации уже начинают возвращаться красногвардейцы, как они отреагируют на раздражительную надпись и надгробие? Я направил обращение в прокуратуру.
Василий Ергашев, депутат Думы АГО