Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. Можно ли вернуть товар или обменять, если он не подошел? Об этом рассказала юрисконсульт Алапаевского отделения Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Татьяна Степанова.
Как сообщила Татьяна Павловна, в рамках дня защиты прав потребителей Алапаевский отдел Управления Роспотребнадзора и Алапаевский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» с 11 марта по 22 марта организует проведение горячей линии по вопросам защиты прав потребителей. Кроме этого проводятся областные конкурсы. Конкурс эссе «Искусственный интеллект на страже безопасности товаров и услуг» и Юмористический конкурс «Мой курьезный опыт общения с виртуальным помощником. Телефоны горячей линии, а также по ним можно узнать подробности о конкурсах: 8 34346-3-18-66; 834363-2-54-80.
По данным ведомства, в консультационный пункт периодически обращаются граждане с вопросом: можно ли вернуть товар надлежащего качества?
В соответствии со ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1, потребитель вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денег.
- Обмен или возврат товара допускается в случае, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы и фабричные ярлыки, - рассказала Татьяна Степанова. - Требование об обмене товара надлежащего качества потребитель вправе предъявить в течение 14 дней, не считая дня покупки. Продавец должен вернуть деньги в течение 3 дней.
Есть товары, обмен и возврат которых невозможен. Их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463. В него входят, например, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметическая продукция, швейные и трикотажные бельевые изделия, чулочно-носочные изделия, товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты, технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года, животные и растения и другие группы товаров.
- Для возврата товара, приобретенного дистанционным способом, есть отдельные правовые основания, - отметила Татьяна Павловна.
Дистанционная продажа регулируется ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463. В соответствии с законом, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи - в течение семи дней. Если же информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена письменно в момент доставки, потребитель вправе отказаться от него в течение трех месяцев с момента передачи.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Если такого документа нет, покупатель может сослаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Как сообщила Татьяна Степанова, потребитель не может отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен вернуть ему уплаченные деньги (за исключением расходов на доставку возвращенного товара от покупателя) не позднее, чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
За получением подробной консультации в сфере защиты прав потребителей и получением правовой помощи вы можете обратится в консультационный пункт для потребителей:
по адресу: ул. Энергетиков, д. 1А , по телефону: 2-54-80
Подготовила Марина Рачева