Причиненный вред жизни, здоровью в ресторане, кафе или ином месте общественного питания подлежит возмещению. Это право признается за любым потерпевшим.
Под услугами общественного питания понимается изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам. Под порцией понимается определенный объем (вес) готового блюда продукции общественного питания (напитка), отпускаемого потребителю за определенную цену, которые устанавливаются исполнителем в меню (меню или винной карте).
Услуги ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных и других мест общественного питания должны оказываться в соответствии с основными нормативными актами:
- Правилами оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515.
- Санитарными правилами 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
- Едиными правилами в области защиты прав потребителей, утв. Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 06.12.2024 № 6.
- Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 и пр.
До сведения потребителей: исполнитель обязан довести наименование (фирменное наименование) и место нахождения, наименование объекта обслуживания (при наличии) в случае их несовпадения с наименованием и адресом организации.
Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителям информацию о своих Ф.И.О., о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Информация об оказываемых услугах общественного питания должна содержать:
● перечень услуг и условия их оказания;
● наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
● сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
● сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания).
Цена на услуги общественного питания должна определяться стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).
Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания, как в зале, так и вне зала обслуживания.
В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).
Порядок оказания услуг общественного питания
1. Исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами.
2. При предварительном заказе на оказание услуг один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю и (или) направляется в электронном виде (если потребителем выбран указанный способ).
3. Исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги.
4. Услуги оказываются в сроки, согласованные с потребителем.
5. Качество оказываемой услуги должно соответствовать обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа.
6. При расчетах за оказываемые услуги потребителю должен быть выдан кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) направлен в электронной форме.
7. Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания.
8. К оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры.
9. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг.
При этом потребитель вправе отказаться от оплаты таких дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены, - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
10. Потребитель вправе отказаться от предварительно оплаченных услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов по договору.
Причиненный вред жизни, здоровью в ресторане, кафе или ином месте общественного питания подлежит возмещению. Это право признается за любым потерпевшим.
Советы потребителям при причинении вреда:
1. Сохраняйте чек (счёт), он поможет доказать факт посещения данного заведения, используйте свидетельские показания. В случае пищевого отравления обратитесь к врачу, вызовите домой скорую медицинскую помощь. Сохраните медицинскую справку, выписку при госпитализации, чеки на лечение, выписанные лекарства и другие расходы.
2. Обратитесь с претензией к исполнителю услуг.
3. Обратитесь в Роспотребнадзор с целью оценки соблюдения исполнителем санитарных требований.
4. В случае отказа исполнителя в удовлетворении имущественных требований, обратитесь с исковым заявлением в суд, в том числе о компенсации морального вреда.
Ю.Ю. Трофимова, главный государственный санитарный врач в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах